Подкаст MyIELTS 070 – Пробный IELTS для 90 человек: Reading

Как устроен IELTS Reading? Можно ли отвечать наугад? Можно ли ответить на вопросы, не читая текста?

подписаться на подкаст на Apple Podcasts | Google Podcasts, чтобы получать новые выпуски автоматически

 
Этот эпизод завершает серию о том, как я проводил пробное тестирование IELTS для 90 человек в одной из местных языковых школ в моем городе. Я уже рассказывал о том, как прошли Listening, Writing и Speaking.

Этот опыт был полезен обеим сторонами – и кандидатам, сдававшим тест, и мне, кому это помогло держать себя в тонусе и расширить свои знания тонкостей экзамена.

И сегодня остается посмотреть на важные моменты, связанные с Reading. Я не так часто говорю и пишу о Reading, и поэтому не будет лишним вспомнить об этой важной секции теста. Однако я не буду здесь говорить детально о типах вопросов и о том, как на них отвечать.

Вы слабо себе представляете суть Reading? Тогда посмотрите краткий обзор этой части экзамена.

Вот такие пункты я хочу выделить из своего опыта проведения этого теста и чем он вам может быть полезен:

 

Базовые факты о Reading

60 минут на то, чтобы ознакомиться с тремя большими текстами и ответить на 40 вопросов – это очень мало времени для тех, кто только начинает готовиться к IELTS.

Reading – это та секция теста, в которой не обойтись без трех важных вещей:

1. знание лексики – чем шире ваш лексический диапазон, тем легче вам будут даваться тексты, даже по той тематике, о которой вы мало что знаете.

2. стратегии IELTS Reading – в IELTS мы не читаем для удовольствия, мы читаем, чтобы понять детали и ответить на вопросы. Стратегии Reading включают в себя знание о том, как отвечать на определенные типы вопросов, и знание о том, как устроены тексты. Тексты кстати могут быть построены на основе биографии человека или на основе causes / solutions или causes / effects, а может и на основе advantages / disadvantages.

3. управление временем – если вы теряете чувство времени во время Reading, то вы просто можете не успеть закончить все три текста за 60 минут. Во время подготовки тренируйте себя из расчета 20 минут на один текст, включая его прочтение, ответы на вопросы и перенос ответов на Answer Sheet (если вы сдаете paper-based IELTS).

 

Баллы и количество верных ответов

Если мы говорим об Academic Reading, то сетка баллов примерно похожа на сетку баллов в Listening. На реальном тесте эти сетки могут отличаться в зависимости от сложности теста, то вы можете взять себе за основу усреднённую сетку:

Посмотрите на эту сетку и вспомните, какой балл является вашей целью. Баллы показаны в правом столбце, а количество правильных ответов для каждого балла – в левом.

Продолжим эту занимательную математику:

Если вам, к примеру, нужен балл 6.5, то в среднем вам нужно правильно ответить на 27 и более вопросов.

Разделите 27 на 3 (текста), и получится 9 правильных ответов на каждый текст. При этом количество вопросов в каждом тексте составляет от 12 до 14. Таким образом, вы легко увидите, на сколько вопросов вы можете себе позволить ответить неправильно.

Кроме того, сложность текстов возрастает от Текста 1 к Тексту 2 к Тексту 3. Если у вас получится верно ответить на все вопросы в Тексте 1, то это даст вам больше прав на ошибку в последующих текстах.

Именно так стратегически мы расставляем свои усилия. Вместо того, чтобы переживать по поводу большого количества ошибок в самом сложном Тексте 3, лучше сосредоточиться на том, чтобы получить больше правильных ответов в первых двух текстах.

 
 

Синонимы

О лексике речь уже шла выше. Reading – это всегда про лексику. Составители тестов любят играть на синонимах, и с помощью них легко проверяют качество вашей лексики.

Например, в Тексте 1 в нашем пробном тесте на 90 человек это хорошо видно:

(в тексте) hot sun, air-conditioning ==> (в вопросе) climate

(в тексте) unexpected result ==> (в вопросе) unforeseen problem

(в тексте) aim ==> (в вопросе) objective

Опытный читатель легко видит эти синонимы и, таким образом, быстро справляется с вопросами. Быть опытным читателем всегда помогает. Будьте опытным читателем!

 

Не все вопросы были отвечены

У нескольких кандидатов на пробном тесте в их Answer Sheets были пустые поля. Это говорит о том, что они не успели дойти до Текста 3, поэтому в вопросах 27-40 было пусто.

Встречались и такие Answer Sheets, по которым видно, что человек успел поработать со всеми текстами, но все равно некоторые вопросы не были отвечены, хотя там были даны вариантов ответов.

Что делать в таких случаях? Играть по правилам IELTS. Если IELTS дает вам варианты ответы (A, B, C / True, False, Not Given / i, ii, iii и т.д.), но вы не знаете ответа, то поставьте хоть какой-то ответ.

Можно отвечать наугад в IELTS? Конечно! Обязательно ответьте на ВСЕ вопросы в Reading, даже если вы не уверены в каких-то ответах. Вы попросту можете угадать ответ и поможете своему баллу. Если вы ошибетесь, то ничего страшного не случится. IELTS не отнимает баллы за неверные ответы.

Мне кажется, не все знают об этом.

Я сам несколько раз ставил ответ наугад во время своих пробных тестов, когда окончательно запутался в вопросе и в тексте. Перед тем как выбрать ответ наугад, я убирал, по моему мнению, изначально неверные ответы. Так я увеличивал вероятность ответить верно. И это срабатывало!

 

Можно ли ответить на вопросы, не читая текста?

Такой стратегией пользовались некоторые кандидаты, писавшие наш пробный тест. То есть они сразу открывали вопросы, читали первый вопрос и начинали искать ключевые слова в тексте в поисках ответа. Это хорошо или плохо?

Я не советую такой подход по двум причинам:

1. Искать ответ вслепую (не ознакомившись с текстом) – это как искать иглу в стоге сена. Хотя на некоторые вопросы ответы и можно найти с помощью этой стратегии, но многие вопросы просто не позволят вам этого сделать, потому что построены они на синонимах. Если человек зацепился за ключевое слово в вопросе и начинает искать именно это слово в тексте, то он просто может его не найти, т.к. в тексте указан его синоним, косвенный синоним или целая фраза, которая является синонимом.

Вспомните пример выше о понятии “climate” – в тексте нет этого слова, но есть слова “hot sun” и “air-conditioning”. Если человек не знаком с текстом, то он просто не проведет параллели между “climate” и “air-conditioning”. А все потому, что IELTS тестирует, насколько вы умеете видеть логические связи.

2. Поиск ответа вслепую (не ознакомившись с текстом) занимает больше времени. Это значит, что вы отнимаете ценное время у других вопросов, на которые вы просто можете не успеть ответить. Вам это надо?

Я всегда говорю, что если вы не находите ответа на вопрос в течение 1 минуты, то бросайте этот вопрос и идите дальше, чтобы не отнимать времени у других вопросов. Когда вы будете отвечать на другие вопросы, то, возможно, неожиданно найдете ответ на этот проблемный вопрос. А если не найдете, то просто поставьте ответ наугад.

Ознакомиться с текстом все же нужно перед тем, как вы начнете отвечать на вопросы.
Алгоритм, которым я пользуюсь – (1) посмотреть типы вопросов, (2) ознакомиться с текстом и (3) начать отвечать на вопросы.

В идеале нужно прочесть весь текст, но это в идеале – если вы опытный читатель и у вас высокая скорость чтения. Я среди таких. НА прочтение текста полностью у меня уйдет примерно 3-5 минут.

Если вам трудно это делать, то нужно как минимум использовать skim reading.

 

You may use any letter more than once

Хотя я выше упомянул, что не буду останавливаться на конкретных видах вопросов, но эта фраза “You may use any letter more than once” уж очень большое количество кандидатов на нашем пробном тесте ввела в заблуждение, и из-за этого у многих были ошибки.

Речь идет о заданиях, где показан список ученых, которые проводили какие-то исследования. Список ученых состоял из трех ученых, обозначенных как A, B и C. А вот список вопросов состоял из четырех пунктов.

Поэтому IELTS пишет в инструкциях “NB. You may use any letter more than once”.

Сначала, что такое “NB”? Nota bene – фраза на латыни, которая дословно означает “заметь хорошо”, т.е. “обрати особое внимание”.

Что такое “You may use any letter more than once”? Это значит, что вы можете использовать любой буквенный ответ (A, B, C) более одного раза.

Так вот. Вам нужно ответить на 4 вопроса, используя только 3 варианта ответа. Конечно же, на какие-то 2 из 4 вопросов вы более одного раза ответите какой-то из 3 букв: A, B или C.

Например,

вопрос 1 – А
вопрос 2 – В
вопрос 3 – С
вопрос 4 – В

Таким образом, вариант В использован more than once.

Кандидаты, которые не поняли этой инструкции, ответили на каждый вопрос двумя буквами. Например, A и B. Это автоматически является неправильным ответом, так как ответ должен быть в виде одной буквы.

Фраза “NB. You may use any letter more than once”, на самом деле, служит вам подсказкой. Это значит, что какой-то вариант ответа (A, B или C) будет использован более одного раза.

 

Итого

IELTS Reading – это зачастую тест на знание лексики и на логику. Если вы хотите преуспеть в Reading, то работайте над расширением словарного запаса и научитесь понимать, как устроены тесты в Reading. Все это достигается на практике.

Вообще Reading помогает во всех секциях теста, потому что когда вы активно читаете (не только в IELTS, а в целом по жизни), вы становитесь увереннее:

1. в IELTS Reading (потому что владеете лексикой)

2. в IELTS Writing (потому что владеете лексикой, грамматикой и построением письменной речи)

3. в IELTS Speaking (потому что опять же владеете лексикой и грамматикой, а также имеете широкий кругозор для рассуждений по многим темам)

4. в IELTS Listening (потому что владеете лексикой)

Возьмите себе за привычку регулярно читать.