Что значит принять Speaking у 90 человек? Сколько человек получили высокие баллы? Что помешало некоторым получить балл выше?
подписаться на подкаст на Apple Podcasts | Google Podcasts, чтобы получать новые выпуски автоматически
Февраль 2021 года я провел в большом проекте — пробном тестировании IELTS для 90 человек в одной из местных языковых школ в моем городе.
Этот опыт был полезен обеим сторонами — и кандидатам, сдававшим тест, и мне, кому это помогло держать себя в тонусе и расширить свои знания тонкостей экзамена.
Этот эпизод подкаста я посвящаю важным моментам, связанным со Speaking.
Speaking — это продуктивный навык. Это значит, что вы производите речь, вы ее создаете. Это всегда сложнее, чем, например, слушать речь или читать текст.
В IELTS Speaking столько нюансов и особенностей, которые учитывает экзаменатор, что эта работа заняла у меня больше всего времени. Тестирование Speaking для 90 человек заняло 7 дней. В день у меня было примерно по 12-14 человек.
Экзаменаторы на реальном IELTS обычно принимают не более 20 кандидатов в день (при этом с обязательными перерывами) ввиду того, что эта работа энергозатратная, и экзаменатору нужен отдых, чтобы результаты были максимально достоверными.
Возможно, вам будет полезно почитать о том, чего ждать или не ждать от экзаменатора Speaking.
Вы слабо себе представляете суть Speaking? Тогда посмотрите краткий обзор этой части экзамена.
Вот такие пункты я хочу выделить по Speaking на моем тесте для 90 человек и чем этот мой опыт вам может быть полезен:
4 критерия оценки Speaking
Я уже много раз рассказывал о том, как оценивают Speaking, но повторю еще раз.
Экзаменатор слушает вас и оценивает вашу устную речь с позиций:
1. Fluency and Coherence — беглость и последовательность идей
2. Lexical Resource — лексика или вокабуляр по темам, обсуждаемым на экзамене
3. Grammatical Range and Accuracy — грамматические структуры, времена и прочее
4. Pronunciation — произношение, интонация, ошибки в произнесении звуков
После Speaking Part 1 у экзаменатора есть минута, пока вы готовите свой ответ для Part 2, чтобы примерно сориентироваться по поводу балла, на который вы можете претендовать.
Конечно, на основе только Part 1 балл предсказать трудно, потому что бОльшая часть устного экзамена еще впереди, и вы можете представить (или не представить) экзаменатору интересную лексику и грамматику, а также продемонстрировать уровень своей беглости в Part 2 и 3.
В моем случае я примерно определял балл по шкале Speaking во время этой минуты, а финальный балл ставил сразу после того, как человек выходил из комнаты по окончании Speaking.
Так вот мой первоначальный балл мог как вырасти в итоге, так и упасть. Все зависело от того, как кандидат вел себя во время Speaking Part 2 и 3.
Если вы хотите балл 7 и выше, то вы должны держать качество своей устной речи на одном уровне от начала и до конца Speaking.
Часто люди «сдувались» на Part 3, которая является самой сложной. И если человек после Part 1 и 2 как бы показывал все признаки 7, но в Part 3 не удержал тот же уровень, то балл падал до 6.5 или даже 6.0.
Не все знали, чего ждать от Speaking
Зная, из каких частей состоит Speaking, вам легче правильно рассчитать свои силы и вовремя переключать свою речь в нужном направлении.
Быстро пройдемся по структуре Speaking:
Part 1 — самая простая часть, она будет в виде диалога. Все вопросы о вас и о повседневных темах (еда, одежда, книги, музыка, кино, путешествия). Да, есть неожиданные темы — вас могут спросить, например, о зоопарках, вашем голосе, зеркале, приложениях на вашем смартфоне или игрушках.
Кстати, лексика на некоторые темы для Speaking, лежит здесь.
Part 2 — ваш монолог на заданную тему. Вам нужно говорить в течение 2 минут. Темы касаются вас. Вас могут попросить описать человека, предмет или ваш опыт. Это уже сложнее, чем Part 1.
Part 3 — это опять диалог на темы, связанные с вашей темой в Part 2, но уже в более абстрактной форме. Вопросы будут не о вас, а о вашей стране или об обществе в целом. От вас ждут, что вы будете использовать более академический английский и более сложные грамматические конструкции.
Если на нашем тесте Part 1 и 2 проходили, как правило, легко или без особых трудностей, то в Part 3 начинались проблемы. Человек мог теряться от вопросов или не мог выразить какие-то более или менее глобальные идеи, потому что не хватало лексики или идей. Поэтому, готовясь к Speaking, уделяйте особое внимание именно Part 3.
Именно Part 3 становится финальной точкой во всем устном экзамене — вы либо получите тот балл, на который шли в Part 1 и 2, либо получите балл ниже.
Частые ошибки в ответах
Когда вас спрашивают: «What is your full name?», произносим имя и фамилию, а не просто имя.
Экзаменатор знает, как вас зовут, потому что видит ваше имя и фамилию в списке, но по протоколу вы должны произнести их сами, чтобы на аудиозаписи на диктофоне, которую делает экзаменатор, они звучали.
Когда вас спрашивают: «Where are you from?», произносим название города и страны. Не нужно описывать город, указывать дату его основания, население или ваше отношение к нему. Экзаменатор попросит описать ваш город отдельно, если в сценарии вашего Speaking предусмотрены такие вопросы.
Некоторые мои вопросы на тесте для 90 человек касались понятия neighborhood. Почти никто правильно не распознал это понятие. Люди начинали говорить о соседях. Neighborhood — это район, местность, где вы живете. И если вас спрашивают о вашем neighborhood, то вас просят рассказать о районе (центр города или пригород, тихий или шумный, престижный или непрестижный и т.д.).
Главная ошибка в Speaking Part 2
На нашем тесте в основном не было проблем с тем, чтобы говорить в течение 2 минут во время Part 2. Даже если человек переставал говорить до истечения этого времени, я своим молчанием показывал, что время еще не закончилось, и человек продолжал говорить.
Однако большой ошибкой было использовать не то грамматическое время во время Part 2.
Очень часто темы в Part 2 касаются прошлого:
Describe your favorite toy from your childhood.
Describe a park that you used to go to as a child.
Describe a journey that you would like to repeat.
Все эти темы объединяет одно — они затрагивают ситуации в прошлом. Значит и ваш рассказ должен быть в прошлом. Поэтому нужно использовать Past Simple, Past Continuous, Past Perfect — в зависимости от ситуации.
Говорить в Present Simple — это ошибка. Человек, который так делает, посылает сигнал экзаменатору, что он не отличает грамматические времена. Что будет с оценкой по Grammar? Правильно, она снижается.
Тематика Speaking, которая вызывала трудности
Теперь пара слов о темах, в рамках которых люди говорили с трудом. И это касается не только тех, кто сдавал этот пробный тест, а многих, кто не совсем знаком с тематикой, какая затрагивается в IELTS Speaking и Writing.
Основная проблема была в недостатке идей, или попросту отсутствовало мнение по каким-либо вопросам. Это ни хорошо, и ни плохо. Просто нужно немного почитать по этим темам и получить больше информации.
Некоторые такие проблемные темы:
Globalization
Organic food
Advertising
Recycling
Media
Government
Когда кандидат показывает ограниченные идеи или их нет вовсе, это резко снижает fluency, что ведет к снижению балла Speaking.
Обратите внимание на эти темы.
Итого
Идти на Speaking нужно более или менее подготовленным. Нужно понимать его структуру и то, чего ждет от вас экзаменатор.
Speaking построен таким образом, чтобы протестировать ваше умение говорить не только на бытовые темы, но и уметь отвечать на абстрактные вопросы, которые касаются жизни страны, общества, планеты.
Из 90 человек, которые были на пробном тесте, 12 получили баллы 7 и выше. 57 человек получили балл 6 и выше.
Если вам нужна практика всех частей Speaking с обратной связью и примерным баллом, то обратите внимание на этот интенсив:
Онлайн-интенсив IELTS Speaking
Включено:
Узнать больше и купить